Реклама

Последние новости

Архитектурная акустика

Основные понятия

Основная задача архитектурной акусти­ки — исследование условий, определяющих слышимость речи или музыки в помещениях, и разработка архитектурно-планировочных и конструктивных решений, обеспечивающих оп­тимальные условия слухового восприятия. При этом роль специалиста-строителя не ме­нее важна, чем специалиста-акустика, так как оборудованные электроакустическими система­ми. Акустические требования, предъявляемые к залам каждой группы, идентичны. Поэтому прежде всего следует рассмотреть основные факторы, определяющие акустику залов.

В зале звуковые волны распространяются от источника к ограждающим поверхностям, от которых многократно отражаются. В ре­зультате в помещении образуется сложное звуковое поле.

Приближенная оценка формы и размеров помещений с акустической точки зрения со­стоит в анализе звукового поля на основе принципов геометрической акустики, т. е. в рассмотрении распространения прямых и от­раженных звуковых волн и построении так называемого «лучевого эскиза». Для этого от источника звука проводится луч до встречи с поверхностью и, учитывая, что угол падения равен углу отражения, строится отраженный звуковой луч .

Для облегчения построения лучевого эски­за находится мнимый источник звука, распо­ложенный на перпендикуляре к исследуемой поверхности и на таком же расстоянии от нее, что и действительный источник звука. Исполь­зование подобного метода допустимо, если наименьшая сторона отражателя не менее чем в 1,5 раза превышает длину волны . В этом случае отражение звуковых волн будет направленным. При длине волны, равной раз­меру наименьшей стороны отражателя и боль­ше, звуковая энергия при отражении рассеива­ется и построение отраженных звуковых лу­чей теряет смысл.

еще...

Естественная акустика

Для залов с естественной акустикой необ­ходимо предусматривать такую форму потол­ка и стен, которая отражала бы основную часть звуковых лучей в коней зала . Это требование вытекает из-за неравномерно­го распределения по залу прямой звуковой энергии. В передних рядах партера она ве­лика, а затем уменьшается за счет звукопог­лощения зрителями; кроме того, большую роль оказывает экранирование звуковых волн зрителями первых рядов.

Отношение длины зала к его средней ши­рине должно быть в пределах 1—2. Если это отношение превышает 2, то диффузность звукового поля значительно ухудшится. При отношении, меньшем 1 (широкий зал малой длины), получается нежелательное запазды­вание отражений от боковых стен и ухудша­ется слышимость на боковых местах. В тех же пределах должно быть и отношение сред­ней ширины зала к его средней высоте. Дли­на зала (от задней стены до передней, а в залах со сценой — от задней стены до занаве­са сцены) не должна превышать 30 м.

В зале должен быть обеспечен приход к слушателям правильно распределенных и до­статочно ранних звуковых отражений. Для этого необходимо потолок зала (или участки потолка, эффективно отражающие звук) об­рабатывать материалами с малым звукопог­лощением. Примыкание потолка к задней сте­не под прямым углом может дать нежела­тельное сильно запаздывающее отражение звука к источнику. При устройстве наклонно­го участка потолка отражен­ные волны направляются на балкон или зад­ние места партера с малым запаздыванием относительно прямого звука, что улучшает слышимость на этих местах.

Недопустимо устройство прямоугольных поперечных ребер на потолке и пилястр в нижней части боковых стен, так как при этом возникают нежелательные отражения звука к источнику и зоны, лишенные отраженного звука. Для хорошей артикуляции необходимо обеспечить запаздывание первых отраженных звуков по сравнению с прямым звуком не больше чем на 0,03 с. Для концертных залов запаздывание первых отражений может быть несколько больше, но оно не должно превы­шать 0,05 с.

еще...

Электроакустические системы

Залы, оборудованные электроакустически­ми системами, могут быть отнесены к двум группам: 1) залы, в которых зрители воспри­нимают звук непосредственно без системы звуковоспроизведения и при помощи системы; это залы со звукоусилением (лекционные и концертные залы, залы многоцелевого назна­чения); 2) залы, в которых зрители восприни­мают звук только при помощи звуковоспроиз­водящей системы (кинотеатры).

Целесообразность использования систем звукоусиления в залах первой группы опреде­ляется прежде всего большими их размерами, при которых очень трудно и даже иногда не­возможно создать естественные акустические условия. В залах многоцелевого назначения большого объема специальные электроакусти­ческие системы помимо усиления звука могут выполнять еще и функции регулирования вре­мени реверберации. Такие системы называют­ся амбиофоническими.

Усиление звука обычно требуется при объ­емах залов свыше 2000 м3 и при расстоянии до наиболее удаленных слушателей свыше 25 м. В залах с большим звукопоглощением звукоусиление может оказаться необходимым и при меньших объемах.

Обычно системы звукоусиления в лекцион­ных и театральных залах предназначаются только для усиления речи. Однако при испол­нении концертных программ звукоусиление может потребоваться в помощь солистам, вы­ступающим в сопровождении инструменталь­ного ансамбля или оркестра.

Вследствие разнообразия форм, высот и объемов залов решение задач звукоусиления требует индивидуального подхода: обоснован­ный выбор электроакустической аппаратуры, мест размещения микрофонов и громкогово­рителей, коррекции частотной характеристики усиления и т. п. Одновременно с решением данных задач рассматривается объемно-планировочное решение зала и размещение в нем звукопоглотителей.

еще...